Меню
16+

Тонкинская районная газета «Красное знамя»

07.05.2020 12:38 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

След на земле, или председатель с фронтовой закалкой

Автор: Павел ВЕСЕЛОВ

Рассказ о Николае Григорьевиче Пряхине, фронтовике, председателе колхоза «Светлый путь», орденоносце может вылиться в целую повесть. И для этого есть особый повод: 5 мая – в канун 75-летия победы в Великой Отечественной войне герою этого повествования исполнилось бы сто лет со дня рождения. Многие из старожилов в Тонкино хорошо помнят его. Своей жизнью, делами, памятью о себе – яркий след на земле оставил Н.Г. Пряхин.

Корнями – деревенский

И земля давала отдачу его трудам, когда на протяжении почти тридцати лет Николай Григорьевич руководил передовым хозяйством района и одним из первых в области. Приняв в 1954 году отстающий колхоз, где средняя урожайность зерновых не достигала шести с половиной центнеров на гектар, а среднегодовой надой молока на корову – 700 литров, через некоторое время он вывел коллектив «Светлого пути» в лучшие. Вот как об этом писал в районной газете двадцать лет назад ее старейший селькор Н.А. Листиков, ветеран войны, работавший несколько лет вместе с Н.Г. Пряхиным после своего выхода на пенсию:

«Колхоз из года в год наращивал производство и реализацию сельхозпродукции. Например, в десятой пятилетке (1975-80 годы) среднегодовая урожайность зерновых составила 18,2 ц/га. Надой молока от фуражной коровы превысил двухтысячный рубеж. А передовая доярка М.П. Соловьева надоила в 1979 году 3700 килограммов молока на корову. Все расходы – по оплате труда, приобретению техники, строительству производственных и социально-культурных объектов, жилых домов, асфальтовых дорог колхоз покрывал за счет собственных доходов». Называет селькор и факторы, заложенные в основу такого роста. А в их числе – природные особенности личности самого Николая Григорьевича Пряхина. Познакомившись с ним еще в ранней юности, отмечает заводной, веселый характер парня. Он мог и лихую «чечетку» сплясать, и как комсомольский лидер сельскую молодежь повести за собой.

Родившийся в деревне Колчино, в крестьянской семье, с детских лет познал Николай Григорьевич, что такое труд на земле. А закончив семилетку в Вязовке, до армии работал рядовым в местном колхозе. Думается, и в суровую годину войны деревенские корни питали его силы, а материнская молитва берегла от напасти.

Его рубежи обороны

Войну он встретил, проходя срочную службу в погранвойсках на Дальнем Востоке. Как способного, активного парня его направили на ускоренные курсы подготовки офицеров. А уже в марте 1942-го, после Саратовского военного училища, младший лейтенант Пряхин в должности командира взвода минометчиков оказывается на Юго-Западном фронте, где шли тогда кровопролитные бои за Харьков.

И вскоре – первое ранение. Его Николай Григорьевич получает 18 мая, во время боя на реке Северный Донец, под городом Изюм. Раненый, двадцатидвухлетний Пряхин не теряет мужества и не оставляет позиций, продолжая командовать взводом. Так записано в его наградном листе. В июне – июле его подразделение участвует в оборонительных действиях на Дону. Наши части с тяжелыми, изнурительными боями отступали к Волге, к Сталинграду.

Но впереди фашистов ждал Мамаев Курган – легендарный волжский рубеж обороны, за который наши бойцы поклялись умереть, но не отступить. Ждал и победный «Сталинградский котел» февраля 1943-го. А в Сталинград Николай Григорьевич попал в сентябре. Его взвод 82-милиметровых минометов находился в составе 95-й стрелковой дивизии 62-й армии генерал-лейтенанта Чуйкова, впоследствии маршала. И его, Пряхина, оборонительным рубежом стала с 18 по 24 сентября 1942 года вершина Мамаева Кургана. Здесь защищал он от врага и ту самую землю, что оставил, уходя на срочную службу в армию.

«Целых семь дней…»

- Отец, как и большинство фронтовиков, не любил вспоминать о войне даже в семье, разве только в кругу друзей и при особом случае, — свидетельствует сын Н.Г. Пряхина – Сергей Николаевич, Почетный работник Нижегородского государственного университета. – Ведь это была другая, жестокая, кровавая нечеловеческая жизнь, в которой убивали его и его сослуживцев, а они сами вынуждены были убивать врагов, защищая свою Родину. А затем продолжает: — Однажды он молвил: «Да, я был в Сталинграде в сентябре сорок второго…» и после паузы выдохнул: «Целых семь дней…» Этим было все сказано, и стало всем понятно, какое там было пекло, ад.

Каждый день гитлеровцы вели отчаянные атаки на главный форпост Сталинграда – Мамаев Курган, а значит — и на позиции лейтенанта Пряхина. 23 сентября его подразделение отбило пять таких атак. Казалось: враг получил свое, но немцы двинулись на минометчиков в шестой раз. И взвод бойцов поредел уже наполовину. А чтобы отбросить фашистов, оставалось одно – вызывать огонь дивизионной артиллерии на свой рубеж обороны. Так Пряхин и сделал. Атака была отбита, но сам Николай Григорьевич получил тяжелое ранение, потерял много крови. И на другой день к вечеру был переправлен на левый берег Волги, в тыловой госпиталь. Только, прежде чем достигнуть его, ад еще раз пришлось пережить во время переправы. Отправили их на барже, палуба которой была устлана ранеными. Немцы ударили с воздуха: свист пуль и разрывы бомб, грохот, дым и огонь вокруг, стоны и крики погибающих. Еще раз был ранен в ногу и Пряхин.

Дальше последовали мытарства по госпиталям, служба в тылу, с которой расстаться привелось только в 1946 году. А боевые награды – свидетельство мужества и стойкости фронтовика. Среди них – орден Отечественной войны первой степени, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». И хотя не любил Николай Григорьевич вспоминать тягости войны, в мирной жизни патриотическому делу внимание уделял немалое. Встречался со школьниками и с ветеранами – защитниками Сталинграда. А в одну из юбилейных дат он привез в Тонкино горсть священной для фронтовиков земли с Мамаева Кургана. Она была помещена в металлическую капсулу и во время строительства памятника «Комсомольцам 40-х от комсомольцев 70-х», что в центральном парке поселка, заложена в основание мемориала. А после выхода на пенсию в 1982-м еще лет десять возглавлял ветеранскую организацию колхоза «Светлый путь», практически до своего ухода из жизни в 1993 году. И памятник воинамземлякам возле колхозной конторы в Тонкино тоже был сооружен с его активным участием, даже сам проект был предложен Николаем Григорьевичем.

«Из одного металла льют…»

Есть такие поэтические слова: «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд». Они применимы и к судьбе Н.Г. Пряхина, работа которого в мирное время так же высоко оценена, как ратные подвиги. К военным наградам за годы успешного руководства колхозом прибавились два ордена Трудового Красного Знамени и два — Знак Почета, медаль «За доблестный труд» и другие.

Но, перед тем как стать председателем, была у него работа в военкомате, потом в райкоме партии (а коммунистом Николай Григорьевич стал в 1944-м) – инструктором, зав. орготделом, секретарем РК КПСС. И задумывался он уже тогда о приложении своих сил и умений на поприще сельского хозяйства. А судьба сама распорядилась, ускорив время принятия такого решения. Об этом, в частности, рассказывается в юбилейном альбоме, подготовленном к 50-летию колхоза «Светлый путь» в 1979 году, и хранящемся сейчас в районном музее. Тогдашний первый секретарь райкома З.И. Малышев, видя потенциал Пряхина, предложил ему возглавить отстающее хозяйство и поднять там производство. «Зотей Иванович, предложение почетное, но и ответственное, — ответил тогда Николай Григорьевич. – Надо подумать, хотя бы до утра, с женой посоветоваться. А завтра встретимся».

В этом, как бы незначительном, эпизоде много и человеческого от руководителя-орденоносца. Взваливая на себя большой груз забот, он прежде берется поразмыслить, а не махать шашкой, да и о своих близких не за-бывает. А его спутница жизни, Вален-тина Васильевна, встревожившись поначалу, перечить мужу не стала.

И колхозники избрали председа-телем тридцатичетырехлетнего Н.Г. Пряхина единогласно.

Вот еще выдержка из музейного альбома:

«Все планы поставок государству зерна, молока, мяса колхозом «Свет-лый путь» выполняются ежегодно полностью, нередко досрочно и с перевыполнением. Семьи колхозни-ков в большинстве живут зажиточно. Но, пожалуй, самое главное в Пряхи-не то, что, начав дело, доводить его до конца, до конечного результата. Пишущему эти строки приходилось наблюдать, как председатель колхоза засиживался до поздней ночи в своем кабинете и чертил на простой бумаге будущее хозяйства: проекты скотных дворов, зерносушилок, мастерских и складов. Обдумывал строительство детского сада, возведение целого кол-хозного поселка, животноводческого комплекса».

с людьми и для людей

И все это, надо заметить из сегод-няшнего дня, было реализовано с лихвой. Улицы Юбилейная и Колхоз-ная, с водопроводом и центральным отоплением в домах, детсад «Сказка», комплекс для скота и многие другие по-стройки – в Тонкино. Клуб, мастерская, дорога с твердым покрытием и водо-провод – в Большой Вае. Делалось для людей и с активным участием самих людей – рядовых колхозников и специ-алистов.

- Был стимул добиваться высоких ре-зультатов. Мы внедряли новые формы и методы организации труда в животно-водстве, такие как бригадный подряд на откорме скота и двухсменная работа на молочных фермах. Председатель нам доверял, но и строго спрашивал, — от-зывается о Пряхине бывший главный зоотехник «Светлого пути» Н.П. Дво-еглазова.

Поведала и такую историю:

Николай Григорьевич, помню как сейчас, попросил меня важное пору-чение передать от его имени бригадиру деревни Отары. Мы там стригли овец на колхозной ферме, и за работой у меня это вылетело из головы. Запамятовала и все, а он мне утром: «Ведь я наказал главному специалисту, а не просто кому-то». Как мне было неловко, такой урок получила на всю жизнь.

Он, будучи многие годы членом бюро районного комитета партии, к решению многих важных вопросов подходил с принципиальных позиций. Не только, когда это касалось производственных дел, как вспоминает почетный житель района Б.И. Русинов, являвшийся в ту пору секретарем райкома. Н.Г. Пряхин был принципиален в своем мнении и в ситуации конкретного человека.

А вот работавшая многие годы бух-галтером колхоза Ф.А. Гущина сожале-ет, что в свое время улица Юбилейная в поселке не была названа именем Николая Григорьевича. Ведь это им она заложена для расселения тружеников хозяйства. И ратует ветеран, чтобы до-пущенная несправедливость оказалась исправленной нынешним поколением тонкинцев. В память о человеке, так много сделавшем в свое время для людей и для всего района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

164