Меню
16+

Тонкинская районная газета «Красное знамя»

08.01.2021 10:05 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

БЬЮТ, КАТАЮТ, ЗИМОЙ ТАСКАЮТ

Автор: Ольга Груздева

ФОТО ОЛЬГИ ГРУЗДЕВОЙ

Уж очень хотелось в новогоднем номере рассказать о людях с интересными, необычными увлечениями. И нашлись. Герои этой статьи – супруги Пислегины из деревни Кодочиги – Нина Александровна и Александр Михайлович.

– В Кодочигах на одной из улиц стоит дом с резными наличниками. В нём-то и живет последний в районе пимокат –по-простому делится со мной одна из жителей поселка. – Не плохо было бы про их семью рассказать в газете. Только они люди не публичные, скромные, но гостеприимные.

В гостях у пимоката

…И вот, я уже у того самого дома с резными наличниками. На пороге приветливо встречает хозяйка дома, как оказалось, моя давняя знакомая. Нина Александровна Пислегина сорок лет отдала работе в сельском хозяйстве. Трудилась учетчиком тракторной бригады, кладовщиком СПК «Победа». Узнав цель моего визита, начала беседу с воспоминаний.

– Вдвоем с дедом живем мы сейчас в своих хоромах, – говорит женщина. – Четверых деток вырастили, дали им образование. А они нам пятерых внуков подарили.

Постепенно в наш разговор включился Александр Михайлович. Он не только показал свои изделия, но и рассказал всю технологию изготовления валенок. Катать валенки для семьи Пислегиных не просто увлечение. Были годы, когда оно являлось основным источником дохода.

– Отец мой пимокатом был, – делится воспоминаниями Александр Михайлович. – Валенки раньше называли пимами, потому и пимокат. Родом сам я из деревни Буйское, сейчас она нежилая. В былые времена там пять пимокатов жило. Была в деревне большая овцеферма, да и в каждом доме овец держали. Так что шерсти было много, разных расцветок. Сейчас белой и чисто черной не найдешь.

Михаил Васильевич – отец моего нового знакомого, профессиональным пимокатом был. Этому ремеслу учился в Пермяках три года.

– Это сейчас можно всему научиться через интернет, – рассуждает Александр Михайлович. – А в те времена за учебу нужно было еще и отрабатывать. Жаль, не все я перенял от отца. Он мог запросто определить – годится ли шерсть для валяния. Летнна считалась самой хорошей шерстью. А вот зимнина на катку не идет. Весеннюю называли – вотче, а если осенью стригли – клочье. Тогда запрещено было валять, незаконной трудовой деятельностью считалось. Мать вставала рано, постирает шерсть, чтоб никто не видел, и уберет подальше с глаз.

Наследство от отца

Весь инструмент Александру Михайловичу перешел по наследству от отца. Как только в их семье стали появляться дети, пришлось вспомнить древнее ремесло. Так что теперь и внуки в валенках ходят, когда деда с бабкой навещают.

– С девятого класса я уже помогал отцу готовить шерсть для валяния, – вспоминает Пислегин. – Сил у меня тогда уже хватало.

По словам мастера, на изготовление одного валенка идет примерно три фунта шерсти, а в фунте ее – четыреста граммов. Вроде бы немного. Однако в процессе валяния шерсть замачивается в кипятке – ее компактный скруток способен впитать до полутора ведер воды, и катальщику приходится с этим работать.

На выделку одной пары валенок затрачивается более шестнадцати часов. Причем это не общее время, необходимое для изготовления готовой к носке обуви. Все эти часы валяльщик орудует тяжелой деревянной каталкой, которой сбивает пластину мокрой шерсти в плотный войлок – готовит основу для обуви. Затем пластины сбитой шерсти нужно осадить на форму, что тоже требует определенных усилий. Еще около двух суток уходит на просушку валенок.

– Грязи и мусора в шерсти бывает много, – рассказывает А.М. Пислегин. – И от того, как хорошо ты ее выколотишь, будет зависеть качество валенок. А если шерсть станет чистой, то и валеночки будут мягонькими. Тяжелая это работа, сетует пимокат, руки сильно устают, но привычное ремесло он не бросает. В интернете увидел, как тапочки комнатные валяют – так и у него уже скоро будут готовы.Возьмет в руки Александр Михайлович валек с катком – и закипит работа.

Умелые руки скучать не дают

Наш разговор в гостеприимном доме Пислегиных продолжился вместе с его хозяйкой.

«Я уже второй месяц на заслуженном отдыхе. Скучаю, конечно, по делу, к которому привыкла, но что поделаешь, возраст, да и силы уже не те».

Про возраст Нина Александровна немного слукавила. В свои годы она прекрасно выглядит. И такая же энергичная, как и много лет назад, при нашем знакомстве. С мужем полный двор скотины держат: корова, теленок, овцы, поросята. А ведь для них и корм заготовить надо. Да еще и огород под овощи не на одной сотке обиходить…

– С таким хозяйственным мужем мне ничего не страшно, он у меня на все руки мастер, – продолжает женщина. – Александр вам позже покажет, какой вездеход смастерил. А до этого были самодельные тракторы, которые он продал. На эти деньги купил большой трактор, что в хозяйстве, ох, как нужен.

Ведя разговор, Нина Александровна достает свою «волшебную» коробочку. На самом верху ее лежит большой клубок шерстяных ниток да незаконченная работа на спицах.

– Показать бы вам свои поделки, да вот все раздала, – говорит хозяйка. – Вчера вечером начала вязать носки. В деревне в валенках в них очень даже тепло и удобно. А что колются, так это полезное дело – массаж для ног. Я сама и пряду.

Александр Михайлович смастерил супруге сперва самодельную прялку. А через какое-то время ей электрическую подарили.

«Да вот только сильно шумит, – замечает мастерица. – Так что я предпочитаю прясть на самодельной». Да и мужу приятно, что пригодился его подарок.

Покидала дом супругов Пислегиных с приятной мыслью, что еще не забыто народное ремесло.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

279