Меню
16+

Тонкинская районная газета «Красное знамя»

06.07.2015 14:29 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65  от 07.07.2015 г.

Изумрудной свадьбы отблеск, словно изумруды – годы...

Автор: Павел ВЕСЕЛОВ.
Заместитель главного редактора

Фото Ольги Лебедевой

Деревня Рожниха, где жилых домов по пальцам перечтешь, одним своим концом – как утопающий за соломинку – держится за излучину автотрассы, соединяющей Пакали и Полянское. А дорога, как известно, – это жизнь. Автолавка дважды в неделю доставляет сюда хлеб и другие необходимые товары (райповский магазин под замком уже годы). У почты и газовой службы свой график посещать рожнихинское население. Ходит пока еще и рейсовый автобус, который может довезти до райцентра и обратно, коль возникнет такая нужда.
Дорога же соберет под крышей родного дома детей да внучат, разлетевшихся из родительского гнездышка волею прихотливой судьбы. А такой случай – каждый раз праздник для тех, кто энергией своей жизни хранит тепло деревни и ее окрестностей.

Когда дети – в радость
Недавно дом Жаровых – один из немногих жилых в Рожнихе – был полон гостей, а с ними вместе – детским гомоном, шумом веселых застольных разговоров. Словом, всего того, что сопровождает семейный праздник. А народу, когда для Людмилы Александровны и Александра Филаретовича выпадает такая радость, собирается вокруг их очага немало. Знать, за добрые дела Господь наградил супругов тремя дочерями и сыном, восьмью внуками (пять парней и три девочки) да тремя правнучками. И это, надо полагать, не предел – в смысле прибавления правнуков.
Собрались вместе, чтобы отметить 35-летие сына Владимира. Он у Жаровых – младшенький из детей, и его появление на свет – это особый случай для родителей, и о нем чуть позже. А живет Владимир в Дзержинске, дочери Галина и Наталья – в Нижнем Новгороде, а Ирина – в Урене. Надо еще заметить, что две последние вышли замуж за местных – рожнихинских, и здесь, в деревне, рядышком живут две свахи Людмилы и Александра, одна так и просто через дорогу.
Хорошо, когда дети – радость и утешение родителям, а ведь в жизни случается и обратное.
– Мы с дедом благодарны Богу за своих деток, не забывают, – откликается во время нашего разговора в их уютном, гостеприимном доме Людмила Александровна. – Каждые выходные кто-нибудь да старается проведать, и все вместе нередко бывают здесь. Чего еще желать нам под старость!
Вместе
больше полувека
Сам этот год начался для Жаровых с большого семейного празднества, когда за общим столом собралась вся родня. И повод был весьма существенный: в январе исполнилось 55 лет супружескому союзу Александра Филаретовича и Людмилы Александровны. Изумрудной свадьбы отблеск, пожелания здоровья и долголетия юбилярам. Это стало и для меня отправной точкой, чтобы встретиться с этой удивительной четой ветеранов.
– Красивый у вас супруг, – замечаю хозяйке, глядя на сохранившуюся с годами гренадерскую стать ее мужа, и без лести за радушный прием. – Да и вашей приглядности нельзя не заметить.
– Он-то – красавчик, еще и моложе меня, – с ходу парирует моя собеседница. – А я-то – нет, просто веселая и заводная с юности. Комсомолкой-активисткой была, на ферме нашей молодежное звено возглавляла, и в клубе мероприятие какое провести – тоже в числе первых.
Жизненного задора нашей героине, судя по всему, не занимать и теперь, в ее семьдесят шесть. И хотя муж даже на два года моложе, чувствуется, – в этом тандеме «ведущим пилотом» является она, а он – «ведомым». Собственно, Александр Филаретович ничуть и не противоречит этому. Когда надо, его слово бывает весомым. Но и супругу свою он всегда был готов поддержать в трудный момент, подставив свое крепкое, надежное плечо. А ситуаций таких в их общей судьбе хватало.
Взять хотя бы жаркое лето семьдесят второго года. Тогда Жаровы жили в Больших Воробьях – родной деревне Александра, сама Людмила родом из Рожнихи. Жили вместе с его матерью, и в семье уже было трое детей. Тем сухим летом в округе горел лес, и Александр вместе с другими мужиками пропадал на его тушении…
– Тогда выгорели практически все Большие Воробьи, – вспоминает он. – В тот день как раз из леса возвращаюсь, гляжу: а деревни-то и нет, головешки одни. Дух перехватило – ведь там мама, жена, дочки… Но с ними, слава Богу, обошлось. А что дом сгорел, сразу-то и в ум не вошло, вот как перепугался.
– После этого наши односельчане разъехались кто куда, многие – «сибирячить», – добавляет супруга. – И я своему предлагала податься в дальние края, коль случай такой, а он даже на центральную колхозную усадьбу, в Полянское, не захотел. Там ведь тогда и школа-восьмилетка была, и сельсовет, и даже своя пекарня. Вот в Рожниху, говорит, переедем – все к родным местам поближе. Он муж, хозяин – я согласилась. Так здесь и закрепились. Работали потом вместе на свиноферме, я на половине двора со свиноматками, он – на откорме поросят. Старался помогать постоянно: у себя управится и ко мне спешит.
Заметим еще: в течение девяти лет таким образом Людмила Александровна смогала вести дела на свиноферме и почту разносить в соседние Носовское, Петровское, Малые и Средние Воробьи, да по своей деревне. Мужнина поддержка выручала.
Довериться судьбе
Непростая штука – жизнь. Судьба своенравна и прихотлива, но надо уметь распознать посылаемые ею знаки и доверяться ей. Тогда провидение будет к вам благосклонно, поможет пережить нечаянную беду, а то и одарит нежданною благостью. У Александра и Людмилы, мне думается, по жизни так и выходит.
Они остались на родной земле, у колхозного производства, несмотря на все искушения. Людмилу, например, ветер дальних странствий поманил уже после окончания ею семилетки. Но мама была против отъезда дочки, и девушка послушалась – осталась дома. А потом пошла на ферму и заменила маму в доярках на ее же группе коров.
Александр к сельской работе приохотился еще раньше, после пятого класса: лето ходил в пастухах, зимой работал на лошади. Потом выучился на шофера и почти двадцать лет крутил баранку колхозной машины, получая за свой труд почетные грамоты и благодарности.
А о маме Александра, Феоктисте Семеновне, оказывается, я писал в районной газете как об ударнице-свиноводке ровно тридцать лет назад очерк. Мне запомнилась та встреча и та простая деревенская женщина-труженица, поразившая своей верностью погибшему на фронте мужу. Их единственный сынок Саша родился в январе 1941-го. Была она красивой, а вдовой осталась в молодые годы, но все предложения обрести нового спутника жизни встречала отказом.
Не вернулся с фронта и отец Людмилы, оставив ее малолетнюю да еще вдвоем с таким же братиком на руках у матери. И та одна поднимала их, растила, на добрый жизненный путь среди людей наставляя.
Так оказались схожи и судьбами наши герои. И поженились они за полгода до ухода в армию Александра, что было очередным испытанием для обоих. Ему более трех лет пришлось нести службу в далекой Германии, постоянно помня об оставленных дома матери и молодой жене. А заводной, веселой Людмиле предстояло дожидаться мужа в его Больших Воробьях.
– Свекровь не давала грустить, сама в клуб посылала, – смеется сейчас Людмила Александровна. – Говорила по вечерам (днем-то работы хватало): «Чего сидеть дома, поди с девчатами – развейся». И мы с соседкой «двигали» на танцы. Но никакого повода заподозрить меня мужу я не давала. И даже на исповеди у батюшки в последствии признавала: немало грехов за мной есть, да только не этот.
Нежданным подарком судьбы и Всевышнего считают супруги Жаровы появление у них сына в 1980 году: трое дочек-то их уже взрослые были, и рожала его Людмила Александровна почти в сорок два. «И не думали, не гадали с мужем о таком, – вновь улыбается она, – а тут нате вам. Я уж, грешная, в больницу наладилась: такие поздние роды – страшно ведь, уж лучше аборт. Да Владимир Михайлович Безруков, дай ему Бог крепости, отговорил от операции. Мы ему благодарны – и сына назвали в его честь, и дружны с тех пор семьями».
Щи из мультиварки
В доме у Жаровых все ладно да аккуратно устроено. Как положено для деревенской избы, большая печь отделяет кухню от горницы. Хотя летом топит ее хозяйка редко: приготовить съестного на двоих хватает и газовой плиты, а для большого сбора родни имеется еще запасная плита в сенях. Есть, как у современной хозяйки, и мультиварка. Так что угощали нас деревенскими зелеными щами, приготовленными именно в ней. А в горнице рядом с плазменным телевизором непременная участница былых сельских посиделок – гармонь, на виду и не прячется скромненько в дальнем углу. «Это уже третья за мою жизнь», – уточняет хозяин. Играть на ней он научился едва ли не в отроческие годы, что называется, самоучкой, с тех пор и с инструментом неразлучен.
Перехватив мой взгляд в сторону журнального столика с номером «Красного знамени» на нем, Людмила Александровна утвердительно кивает головой: «Да, выписываем «районку», а как же, да ведь и статус требует». Оказывается, – статус депутата сельского Совета. В свои 76 лет Жарова – народная избранница, а значит, и радетельница перед местной властью за протекание жизни каждого из немногих обитателей ее Рожнихи. В общем-то, для нее это не внове, в депутаты она избирается с 60-х годов минувшего века, с некоторыми перерывами, разумеется.
Вот и заказы односельчан к очередному приезду автолавки, связь с почтой, вопросы по балонному газу – это все на Людмиле Александровне. «Дал бы Бог здоровья», – замечает она. Ну а деревня – как в последней надежде – продолжает держаться одним своим концом за кромку дороги где-то между Полянским и Пакалями. И помогают ей в этом супруги Жаровы

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

486