И зацветут тюльпаны под окном
Что такое экология природной среды, в общих чертах мы себе представляем. А вот что такое экология души, так сразу и не определишь. Наверно, это – стараться содержать свой внутренний мир в незагрязненном состоянии, сердце же – добрым и честным перед людьми. И близкие тут на первом месте. Это перед ними, прежде всего, выверяешь свои поступки и жизненный путь.
Мамин дом
На чуть потемневшем от времени снимке в газетной вырезке – выпускница Тонкинской школы Зина Вихарева, хорошистка, общественница. Ее взгляд, устремленный вдаль, кажется, вопрошает: а что же там впереди, за судьбы поворотом?..
В родные и милые сердцу Бердники Зинаида Жилянина стремится вырваться хотя бы раз в год, во время летних каникул. С Кольского полуострова, из поселка Мурмаши, что под Мурманском, чаще-то ей, учительнице средней школы, и не удается. Если появляется возможность, то она обязательно использует такой шанс. Ведь в этом доме на сельской улице родилась и взрослела, здесь по-прежнему живут ее мама Татьяна Арсентьевна Вихарева и младший брат Павел. И сюда ее душа всегда рвется.
А на земле за Полярным кругом Зинаида Петровна в полной мере смогла реализовать себя как педагог, преподавая детям химию и биологию, а также как организатор многих экологических проектов, в которых она участвует вместе со своими учениками. И проекты эти не просто местного значения, часто они имеют международный характер, осуществляясь на протяжении нескольких лет.
О своих дочерях – а старшая Валентина живет в Нижнем Новгороде, она медик и тридцать лет проработала в одной поликлинике на Мещере – Татьяна Арсентьевна говорит с придыханием. Еще бы, ведь с их школьного возраста, когда нежданно погиб ее Петр, она поднимала детей на ноги, воспитывала и выводила во взрослую жизнь – одна. Она многие годы проработала сельским библиотекарем и, как все деревенские, держала на подворье скотину. Так трудовые навыки, чувство ответственности обретали и дети.
- Они у меня просто замечательные – внимательные, добрые, отзывчивые, – не жалеет эпитетов старенькая мама. – Павел-то со мной, а Валя и Зина приезжают или звонят постоянно. Что вы – они всегда на связи, а я слежу за их делами. Вот у Зины статья напечатана в российско-норвежском альманахе на экологическую тему, а я и рада. Она занимается совместными проектами с природоохранными организациями Норвегии, Финляндии, Голландии.
Этот разговор состоялся в доме Татьяны Арсентьевны, когда здесь же получилось встретиться и с Зинаидой Петровной, приехавшей навестить маму. Конечно, было любопытно узнать подробности ее изысканий в природоохранной сфере и о том, как судьба забросила ее из Бердников в Заполярье.
Цветы из Заполярья
- Живую природу я любила с детства, в ее окружении росла, как-никак, — рассказывала моя собеседница. – И в пединститут в Горьком поступила именно на биолого-географический факультет, который закончила в 80-м году. А в Мурмашской первой средней школе я преподаю биологию и химию с 94-го года. До этого были десять лет в Белоруссии, потом четыре года работы в военном поселке в нескольких километрах от финской границы, а через реку – граница с Норвегией.
Моими опытами с мурмашскими учениками по изучению особенностей природной среды тамошних мест заинтересовались в Кольском координационном экологическом центре в Мурманске. И дальше уже пошла совместная работа, общение с экологами Норвегии и другими.
Чтобы конкретизировать слова исследовательницы, необходимо назвать здесь хотя бы некоторые из направлений. Десять лет Зинаида Петровна принимала участие в международном школьном проекте использования ресурсов и энергии («ШПИРЭ»). На основе этого ею была составлена образовательная программа «Энергия и энергосбережение» и опубликована в сборнике «Экологическое воспитание в учреждениях дополнительного образования детей». Три года являлась участницей проекта «Загрязнение воздуха в Европе», когда с ребятами приходилось не раз побывать и в Норвегии, в ответ на визиты их представителей. Вообще, эта программа реализовывалась в 21 стране, в том числе и нашей.
- Организация исследовательской работы со школьниками – довольно трудоемкое занятие, — отмечает педагог. – Важно удачно выбрать объект исследования, который должен быть не сложным в изучении и интересным. Мы, например, начинали с маленького кружка, делали картины из природного материала. А за несколько лет уже более дюжины экологических проектов освоили.
- И какой из них самый интересный лично для вас и любимый? – интересуюсь, в свою очередь.
- Люблю очень цветы, и в последние годы особенно увлеклась тюльпанами. Это после того, как мне посчастливилось попасть в совместный проект с голландцами, который так и называется «Тюльпаны дружбы». Теперь я эти удивительные цветы выращиваю у себя в Заполярье, — Зинаида Петровна загадочно улыбается. – Представляете, внизу вечная мерзлота, а над нею – розовые, желтые, оранжевые, красные распускаются бутоны…
- Она и сюда, в Бердники, тюльпаны завезла, — вступает в разговор Татьяна Арсентьевна. – В палисаднике вон нашем растут-красуются. К ней в Мурмаши голландцы специально приезжали посмотреть, как эти нежные цветы – их национальный символ – приживаются в России за Полярным кругом.
Судьбы извороты
Там на севере, кроме главного дела ее жизни, которому Зинаида отдается всем сердцем, есть у нее и еще одна «привязка на местности». Это, конечно же, семья сына, где растут два ее замечательных внука. Младший из них пока только ходит в садик, а вот старший уже первоклассник. Можно сказать – отрада для материнской души.
Впрочем, она признает, что по окончании института хотелось остаться жить и работать в родных краях. Но судьба повернула по-своему. В районном отделе образования тогда почему-то не поддержали ее устремлений, может быть, не оказалось свободного места по ее специальности. И по распределению направлялись Зина с мужем, тоже выпускником пединститута, в Балахну, но там не предоставлялось молодой семье учителей жилья. А у них к тому моменту уже и сын родился.
Вот и подались Жилянины, по приглашению знакомой, в тогда еще союзную Белоруссию. Там получили жилье, работу мужу и себе. Только пришлось десять лет Зинаиде в белорусской школе преподавать химию на русском языке, да она справлялась. И даже условия жизни им нравились. А к девяностым в республике началось культивирование национального языка, местных обычаев. Потом с супругом нелады пошли, и тот вернулся на свою родину. Что оставалось делать ей? Тут-то и возникло на горизонте мурманское Заполярье…
А вырезка с заметкой из районной газеты середины семидесятых годов хранится здесь, в Бердниках, в родном для нее доме, среди других бумаг и вещиц, связывающих Зинаиду Петровну с ее далекой юностью.
- Тут на фото я в выпускном десятом классе. А впереди предстояла новая, неизведанная жизнь. И вопрос из заметки мне помнится до сих пор: «Какое же будущее ждет эту юную выпускницу?» Теперь вот ответ на него известен.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.