Меню
16+

Тонкинская районная газета «Красное знамя»

26.04.2016 09:09 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 25.04.2016 г.

О детстве, маме и … прокурорских погонах

Автор: Ольга ГРУЗДЕВА.
Обозреватель

Д.П. Груздев на Тонкинской земле.

Фото автора.

«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство».
Дмитрий Лихачев.

Встречу с Дмитрием Павловичем Груздевым случайной не назову, мужчина сам пришел в редакцию познакомиться с однофамилицей. И наш разговор с ним завязался не на один час. Мой новый знакомый вспоминал свое детство, которое прошло в деревне Зайчики, свою юность и зрелость. А начинал он свой рассказ так…

Голод и женские слезы


Начало сороковых годов. В деревню Зайчики с финской войны возвращается один из ее жителей – Павел Груздев. Здоровый, крепкий парень влюбляется в девушку, живущую неподалеку от его родительского дома, и тут же предлагает ей свою руку и сердце.
Как было устоять Прасковье от ухаживаний такого красавца, вот и сыграли вскоре свадебку.


С образованием в деревне новой семьи появилось еще одно хозяйство. По данным районного архива, в то время оно было двадцатым в деревне.
Появления первенца в семье Груздевых ждала вся их большая родня.
Шел 1941 год. Никто тогда и подумать не мог, что счастье будет недолгим. Будет голод, смерть и женские слезы…
О начале войны в деревне узнали не сразу, ведь какой-либо связи здесь не было. Только помнят, что кто-то из местных мужиков, приехавших из Шахуньи на лошади, сообщил им эту страшную весть.
Еще не совсем стерлась из памяти финская война, как Павла Арсентьевича Груздева призывают на Великую Отечественную. Но так как у Павла был некий опыт в службе, его просят помочь в районном военкомате организовать отправку бойцов-тонкинцев на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков.
А 29 июня 1941 года П.А. Груздева отправляют на фронт. Именно туда, где шли одни из самых кровопролитных боев – на защиту Ленинграда.


Какой он – отец?..


Жители деревни, в том числе и жена красноармейца Павла Груздева продолжали трудиться на своей земле во имя победы. Труднее всего было женам солдат, тянувшим на себе хозяйство, детей и стариков.
Нося под сердцем малыша, Прасковья не переставала думать о такой короткой, но очень крепкой любви.


…Шли месяцы, а казалось бы, годы страшных пыток. Молодая жена вместо доброй весточки от любимого получила страшное извещение, в котором говорилось: «Ваш муж, младший сержант Павел Арсентьевич Груздев пал смертью храбрых на защите Ленинграда». Только спустя годы семья узнает, где захоронен их родной человек.


Успел ли узнать Павел, что месяцем ранее до его гибели у него родился наследник, которого нарекли Дмитрием? Это одному Богу известно.
– Отец погиб 12 декабря 1941 года под Ленинградом, – рассказывает Д.П. Груздев. – Жаль, что я так с ним и не увиделся. Но я все же разыскал его место захоронения и поклонился ему, тому, кто подарил мне жизнь. Это место – московская Дубровка, так называемый Невский «пятачок», где погибало по 800 – 900 человек в день. Я прочитал книгу генерала, под чьим командованием шли в том месте страшные бои. И очень горд за отца и его сослуживцев.
Имя Павла Арсентьевича Груздева, как и еще семи уроженцев деревни Зайчики, занесено в областную книгу Памяти нижегородцев, павших в боях в Великую Отечественную войну.
По данным книги Памяти: «Из деревни Зайчики не вернулись с Великой Отечественной войны восемь солдат. Это Н.Ф. Васенев, П.А. Груздев, К.П. Завадский, Ф.А. Завадский, С.Н. Назаров, П.А. Сенников, Ф.П. Смирнов, Ф.А. Соловьев».


Жизненные испытания


Перед каждым человеком стоят свои жизненные пути-дорожки, только кто-то проходит их легко, а кому-то предстоит бороться с трудностями ежедневно.
– Маме было тяжело, – сетует Д.П. Груздев. – Но, слава Богу! У меня были бабушка и дедушка с маминой и отцовской стороны. А поскольку я был один внучек, мне хоть что-то да перепадало. Население Зайчиков к нам, сироткам, относилось очень тепло. Я не помню ни одного такого случая, когда бы меня обидели селяне.


Прасковья Ивановна была сильной женщиной, жила в труде и заботе. А силы ей давала вера и надежда на то, что ее сын Дмитрий вырастет достойным гражданином своей страны – как и его отец.
Она не боялась никакой работы. Долгое время трудилась рядовой колхозницей, бригадиром. Потом ее родной колхоз «Третья пятилетка», что находился в деревне Зайчики, объединили с колхозом «Светлый путь», где она и проработала до ухода на пенсию.
– В 1957 году председателем колхоза «Светлый путь» был назначен Николай Григорьевич Пряхин, – вспоминает Дмитрий Павлович. – Замечательный человек был, организатор, тончайший психолог, любого понимал с полуслова.

Память – наше богатство


Свое детство, которое проходило в послевоенное время, Д.П. Груздев называл трудным и голодным. Они – босоногие пацаны – несмотря на юный возраст, помогали родителям и дома, и в колхозе.


Тепло наш герой отзывался о своих учителях, вспоминая каждого добрыми словами:
– Помню, когда я был школьником, нас возили по колхозам района лен теребить. Так вот, я и мои одноклассники жили как-то в Малом Аверино, а с нами еще учитель истории Тонкинской школы Адольф Иосифович Омельянович, инвалид войны. Многие его знали и как отличного шахматиста. Его взгляд до сих пор в моей памяти – такой добрый, «отцовский». Он ведь знал, что мой отец на фронте погиб. Вот и говорит мне: «Давай научу играть в шахматы!» А у меня в голове: пацаны пошли после работы бегать, а я сидеть буду… Вот и не научился. Я до сих пор жалею.


Его супруга, тоже учитель – Августа Федоровна Лебедева, умная женщина, я запомнил ее как очень интеллигентную и воспитанную.
Незабываемыми остались уроки русского и литературы, которые вели для нас Мария Николаевна Левашова и Герта Гавриловна Смирнова. Мы, школьники, просто заслушивались на их уроках.

Под песни Пахмутовой


После окончания Тонкинской средней школы Дмитрий направляется вдаль от родного дома – в Луганскую облась. Там с успехом оканчивает ремесленное училище, и с полученной специальностью устраивается на Алчевский завод токарем по металлу. Вскоре армия, институт, служба в Красноярске…
– Моя молодость – целина, Братская ГЭС, – делится воспоминаниями Дмитрий Павлович. – У комсомольцев был энтузиазм, стремление к лучшей жизни. Незабываемыми для нас остались с того времени песни Пахмутовой.

В мире есть свои параллели


Верит Дмитрий Павлович в то, что существуют на земле некие параллели.
Тонкинцы участвовали во всех воинах. Наши парни служили в группе Советских войск в Германии, Польше, Чехословакии. Не осталась в стороне молодежь, когда вели стройки на пике коммунизма. В целом по России есть параллели и связаны они с Тонкино – это МКАД и наша объездная дорога (северо-западный сектор, 2 километра), у нас на площади храм и памятник, и в Москве – храм Василия Блаженного и памятник. Из энциклопедического словаря: что такое Тонкино? Это улица Тонкинская в городе Нижний Новгород, Тонкинский залив. Ведь, как ни странно, нет Шарангского, Шахунского заливов.


Родина – зовет!


Шло время. …Жители деревни Зайчики стали покидать родные места. Вот и вдова участника войны Прасковья Ивановна Груздева решила, как и большинство жителей деревни переехать в райцентр.
– Большую роль в переезде тогда сыграл председать колхоза Николай Григорьевич Пряхин, – вспоминает Д.П. Груздев. – Работы в деревне не было, и стали переселять из деревни сначала трудоспособных, а уж потом пенсионеров. Дали маме квартиру в колхозном доме. Это уже спустя несколько лет, когда у мамы сгорело жилье, я перевез родительский дом из Зайчиков в Тонкино на улицу Карла Маркса.
Когда были живы мама, однокашники, друзья, я приезжал сюда часто. А сейчас, только раз в год, чтобы на могилки сходить, да родительскому дому поклониться. Непередаваемое чувство колышит душу, когда едешь домой, и знаешь, что тебя здесь уже никто не ждет. Но приезжая в Тонкино, подойдя к калитке дома, меня тянет сюда – в отеческий дом, где жила моя мама, где прошло детство, где маленькими гуляли мои дети и внуки. И что бы ни говорили люди, корни тянут к родным местам. Человек всегда летит к центру земли, вселенной, и центру своей малой родины.
Уезжая из Тонкино, я закрываю ставни дома и, низко кланяясь, говорю: «Спасибо за прием и до скорой встречи!»

О трудовых достижениях


Завершая рассказ о непростой и интересной судьбе нашего земляка, хотелось бы сказать и о его жизненных достижениях, которыми мы вправе гордиться.
Дмитрий Павлович Груздев после окончания технического училища, работал токарем на металлургическом заводе. Вернувшись из армии, окончил в 1968 году Саратовский юридический институт имени Д.И. Курского и получил назначение на должность старшего следователя прокуратуры в одну из воинских частей г. Красноярска. В 1972 году переведен в г. Горький на должность заместителя прокурора в/ч 9322.
Учитывая особую значимость поднадзорных прокуратуре объектов, прокурором Д.П. Груздевым на постоянной основе организовывались и проводились проверки исполнения федерального законодательства в сфере физической защищенности предприятия. Законодательства, регламентирующего оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе связанных со взрывом на железнодорожной станции в Арзамасе-1 в 1989 году.
Дмитрий Павлович неоднократно поощрялся приказом генерального прокурора Российской Федерации, награжден нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», награжден знаком отличия «За верность закону» 1 степени.
Д.П. Груздев вышел в отставку в 2001 году, однако в Нижегородской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах он почетный гость, готов прийти на помощь и поделиться своим жизненным и профессиональным опытом.

Чтобы поселок стал еще краше


Многими мыслями и идеями о благоустройстве поселка делился со мной собеседник, и у него было большое желание, чтобы о них услышала тонкинская молодежь.
– С каждым годом видно, как наш поселок хорошеет, появляются новые улицы, у домов много цветников. Но есть у меня пожелание – обратить внимание на свою родную речку Яхта. Переходя через нее по мостику в направлении улицы К.Маркса, видно, как Яхта заросла тиной, захламлена мусором. А можно ведь ее почистить, хотя бы в пределах пруда и у трех улиц поселка. Сделать, думаю, это несложно, главное все организовать. А еще, не только организовать, но и подготовить увеселительно – развлекательную программу с привлечением населения и работников районного Дома культуры. Можно превратить это все в праздник Нептуна, сварить на костре уху, устроить концерт с гитарами.
Неплохо было бы соорудить низконапорную плотину, на том месте, где раньше водяная мельница была. Тогда ее всем миром строили. Кто не знает, это по дороге в Плотниково.
Как приятно было бы наблюдать за плавающими по Яхте лодками. Речка – она живая, и требует к себе внимания, любви и заботы…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

204