Меню
16+

Тонкинская районная газета «Красное знамя»

08.07.2014 13:49 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54 от 05.07.2014 г.

Средь густых непройденных лесов и забытых птичьих голосов…

Автор: Ольга Лебедева
обозреватель

Сколько деревень исчезло с лица земли? И только редкие кладбищенские кресты да разрушенные дома говорят о том, что здесь жили люди. А ведь каждому человеку дорого то место, где он родился и вырос. Это его Родина.

Так вот и в деревне Средние Воробьи (о которой сегодня пойдет рассказ) стоят посреди поля, окруженные лесом, два полуразрушенных дома, напоминая о присутствии еще недавней жизни.
Расположена деревня в трех километрах от села Полянское. Берет она свое начало от середины XVIII века.
В монографии местного исследователя об образовании деревни говорится следующее: «Наряду с укрывательством староверских религиозных фанатиков в наши леса бежали в одиночку и группами монахи из староверческих монастырей. Так, например, предание гласит, что в середине XVIII века из Московского Воробьевского староверческого монастыря (Воробьевы горы, где ныне расположен Московский государственный университет) в наши леса бежала группа монахов, которые в пути следования поссорились между собой из-за власти, так как каждый хотел занять главенствующее положение. Поссорившись между собой, эти беглецы в монашеских одеяниях стали среди людей населенных пунктов, через которые проходил их путь, проводить агитацию или так называемую проповедь и создавать отдельные группы своих сторонников, а прибыв в леса близ деревни Старое Котомино, образовали три населенных пункта, то есть Большие, Средние и Малые Воробьи».
А вот более романтичная версия, которую можно услышать от бывших жителей деревни: «Построили мужики по разные стороны реки три дома. Каждый дом находился друг от друга на расстоянии одного километра, и в перспективе там должна быть деревня, в которой будут жить их дети, внуки, родственники. Стали они думать, как им каждому назвать свою деревню. Старший из них сказал: «Вот сейчас поймаем по птице и назовем каждый свою деревню по названию ее». Ушли они ловить птиц, а когда возвратились, то оказалось, что каждый из них поймал воробья. Тогда старший взял птиц в свои ладони и сказал, что куда полетит какой воробей, так и будем называть свою деревню... И вот с XVIII века стоят среди лесов три небольшие деревеньки: Большие Воробьи, Средние Воробьи, Малые Воробьи».
Рассказала нам об укладе жизни в этой деревне во времена своего детсва и юности ее бывшая жительница Александра Михайловна Румянцева,
– Деревенька наша была красивой, хоть и небольшой, – говорит Александра Михайловна, – одна улица, и было на ней чуть больше 20-ти домов, а рядом с этими местами протекала живописная река Норан.
Все жители деревни, от мала до велика, работали в колхозе. Сначала колхоз был свой – «Профинтерн», как еще говорили, смеясь: «Провертел, провертел». Затем произошло объединение с Большими Воробьями, а потом с Полянским.
Председателем колхоза долгое время был Сергей Васильевич Смирнов, счетоводом работал Николай Сидорович Угодчиков.
Колхоз имел пахотные земли, ферму, конный двор, овчарню. Люди занимались растениеводством и животноводством. Обработка земли производилась на лошадях и на быках. Земля была песчаная. Сеяли рожь, пшеницу, овес, лен. Были поля и с гречихой, подсолнухами и кукурузой. Посев производили вручную, из ведра. Хлеб убирали серпом, вязали в снопы, которые ставили в «бабки», а потом свозили на табор и складывали в скирды. На овинах сушили зерно. Молотили конной молотилкой.
– В молотилку запрягали двух лошадей, – вспоминает Александра Михайловна, – и нас, ребятню, заставляли гонять животных. Еще помню, что в деревне под оврагом была кухня, когда была маленькая, я туда часто бегала.
Трудностей хватало: работали с раннего утра до позднего вечера. Все ребятишки помогали колхозу на сенокосных работах. И почти все домашние дела лежали на детях: носили воду, дрова, ухаживали за скотиной. Но работа, хоть и тяжелая, никому не была в тягость. Жили натуральным хозяйством, семьи были дружные, сплоченные.
А чем же занималась ребятня, кроме того, что помогала взрослым? Были у них и свои детские развлечения. Каждая лужа исхожена и «промерена», каждый ручеек был «судоходным», колея на дороге и та нужна как проезжая часть для самодельных транспортных средств. Это летом, а зимой – с горки на санках, на лыжах по бескрайним полям, несмотря на синяки и ссадины. А когда в деревне перестал действовать конный двор, для детей он стал их «убежищем».
В школу ходили в соседние деревни: сначала в Большие Воробьи, в 3-4 классы – в Рожниху, до седьмого класса в село Полянское, кто хотел продолжать учебу дальше – шли в село Пакали.
Воробьевцы умели не только трудиться, но и веселиться. Деревенский заводила Александр Белов с гармошкой мог прийти прямо на поле, отчего веселей работалось молодым девчатам.
Клуба в деревне не было, поэтому гуляли на улице. Длинная лавка стояла около дома семьи Виноградовых, и вся молодежь после рабочего дня собиралась там. Пели песни, частушки под гармошку, плясали до поздней ночи.
Дружно жили с другими деревнями, ходили друг к другу в гости на свозки. Зимой встречались на вечерках. Весело гуляли свадьбы: начинали с четверга и до воскресенья. Сначала у жениха гуляли, потом у его родственников, а затем ехали в дом к невесте.
– А какие были голоса у девок, – говорит с улыбкой Александра Михайловна, – заслушаешься.
Ну а престольный праздник – Покров – помнят все жители. Собирались со всех близлежащих деревень. И было большое веселье на всю округу. Без шуток и прибауток не обходился ни один праздник.
Дома жители строили сами. Хорошим плотником слыл Иван Леонтьевич Смиренин. В каждом доме были печи с дымоходами. Рядом с постройками имелись погреба, где жители хранили свои запасы. Бани располагались около реки под горой.
Магазина в деревне не было, ходили в Петровское. А хлеб в те времена был вкусный, ароматный, испеченный в русской печи. Хозяйка любого дома умела печь хлеб не хуже, чем на хлебопекарне, а может быть даже лучше. Хлебушек из такой печи выходил высоким, пропеченным, с хрустящей корочкой.
…Время шло. Потребности людей в благах цивилизации увеличивались, но самое главное – отсутствие дорог, культурных заведений, отсутствие школы и работы – все это привело к тому, что в 70-е годы молодые жители стали уезжать из деревни.
Так и исчезла деревня Средние Воробьи с географической карты, но осталась в памяти людей, которые там жили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

710